Советы психолога

Как управлять своими эмоциями и общением?

Полностью избавляться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, «все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся».
развернуть

Джонатан Свифт сказал: «Отдаваться гневу — часто все равно что мстить самому себе за вину другого». Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.

Необходимое условие радостного настроения  - хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни — залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы».

Не пытайся просто подавить в себе эмоции. Подавленные чувства все равно вырвутся наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше «отыграй» эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.

Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся «отделить» их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций

В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении. Если тебе грустно, тоскливо, что-то гнетет, подумай и устрани причины, лежащие в основе этого состояния. Может быть, это — какое-то забытое невыполненное дело, которое, оказавшись «задвинутым» в подсознание, невидимым грузом давит тебе на плечи? Не отдал вовремя долг, забыл прийти на назначенную встречу, не отправил письмо, а может, невзначай обидел кого-то и не извинился? Между прочим, такое затянувшееся плохое настроение иногда порождает стресс.

Избегай поспешных да еще окончательных выводов по первому впечатлению, особенно если оно негативное.

Помни: все мы — разные, каждый из нас уникален и неповторим. Поэтому не стоит навешивать на людей ярлыки, обрекая себя на узкое восприятие того или иного человека.

Мы часто обижаемся на людей или недовольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы их желаем видеть.

Помни: любой человек способен изменять себя (иногда — «выдавливая из себя по капле раба»).

Старайся каждый раз разбираться, поступает человек ли по обстоятельствам или им вопреки (есть у него выбор или нет; если есть, то выбор может быть или неудачным, хотя и по совести, или преднамеренным, но не по совести).

Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.  Научись принимать любого человека таким, каков он есть  со всеми его достоинствами и недостатками. Тогда сможешь разумно, осмысленно выстраивать отношения с разными людьми.

Если захочется переделывать людей, начни с себя — это и полезней, и безопасней (трудно не согласиться со словами Дейла Карнеги).

свернуть

Как решать мыслительные задачи

Четко уясни, каковы условия задачи, ибо решение задачи означает установление неявного отношения между ними. Точно определи границы того, что тебе известно. Чаще всего ошибки решения коренятся в неправомерном сужении или расширении рамок поиска условий.
развернуть

Попробуй переформулировать вопрос задачи. Как он может звучать по-другому?

Уясни, какой именно информации тебе не хватает для ответа на вопрос задачи. Подумай, как можно найти эту информацию.

В творческих задачах наиболее очевидный способ решения обычно не бывает лучшим. Не спеши.

Попробуй взглянуть на задачу иначе. Анализируя свои неудачные подходы к решению, ответь себе: не шаблонны ли эти подходы? в чем их стереотипность? Почему они не годятся?

Используй свое подсознание. Если ты долго ломал голову над задачей, погрузился в нее, но решить так и не сумел, отвлекись от решения задачи, не думай о ней какое-то время, займись чем-нибудь другим. Твое подсознание само будет работать над проблемой и, возможно, выдаст наилучший результат.

свернуть

Заповеди памяти

Внимание — резец памяти: чем оно острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности в новых знаниях, тем лучше запоминается
развернуть


 Приступая к запоминанию, поставь перед собой цель — запомнить надолго, лучше — навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания.

 Откажись от зубрежки в пользу осмысленного запоминания/запоминания по смыслу. А для этого нужно:
1) понять;
2) установить логику изложения или логику следования излагаемых событий;
3) соответственно разбить материал на логические куски и найти в каждом из них «ключевую фразу», или «опорный момент».

 Запоминается лучше та задача, решение которой не удалось довести до конца, чем та, которую благополучно решили.

 Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.

 Начинай повторять материал по «горячим следам», лучше перед сном и с утра.

 Учитывай «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».;

 Настоящая мать учения не повторение, а применение.

свернуть

Фрустрация. Особенности психологической защиты

Фрустрация – это от латинского frustratio – обман, расстройство, разрушение планов – т.е. состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми или субъекивно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к цели.
развернуть

Причины могут быть разными – от смерти близкого человека до незаслуженной оценки на уроке.

Причины:

  1. Отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности;
  2. Неожиданность. Например, много времени и денег было потрачено на подарок любимому человеку, но вдруг вы узнаете, что его испортил ваш младший брат. Возникает неопределенность – мы незнаем в данном случае, как поведет себя любимый человек, происходит изменение привычного хода событий. Кроме того, необходимо учитывать особенности нашей нервной системы – наш мозг не успевает обрабатывать происходящее, происходит информационная перегрузка. А также, этому способствует непроизвольное повторение произошедшего в воображении.
  3. Часто причиной может являться беспардонность, бестактность, грубость и т.д.

Фрустрация представляет собой острое неприятное переживание на основе таких чувств как досада, озлобленность, подавленность, униженность, полное безразличие к окружающим, чувство бессмысленности жизни.

Наиболее частыми результатами фрустрации являются депрессия и гнев.

Депрессия – обычно возникает, когда фрустрация вызвана утратой чего-либо или унижением. Происходит снижение жизненного тонуса, ухудшение настроения, возникает усталость и апатия. Могут быть даже расстройства сна и потеря аппетита. Кроме того, часто вспоминается отрицательный опыт. Человек начинает все делать медленнее. Возникают навязчивые идеи и мысли о самоубийстве.

Гнев – рождается из чувства обиды. А чувство обиды возникает не в результате ситуации как таковой, а в зависимости от того, как он ее воспринимает.

Реакции на фрустрирующую ситуацию:

  1. Чувство досады

Психологическая защита: сконцентрируйтесь на своих переживаниях и отметьте, что вы начинаете испытывать чувство досады. Расслабьте лицо и руки и волевым усилием успокойтесь. Постарайтесь найти элементы приятного или смешного в развившейся ситуации. Сконцентрируйтесь на них.

  1. Чувство озлобленности

Данное чувство блокирует в человеке возвышенные духовные чувства, нравственность и побуждает низменные инстинкты, требующие немедленной мести. Происходит так называемая «утрата интеллекта».

Психологической защитой в данном случае будет являться использование тех же приемов, что и в первом случае, однако к ним необходимо добавить улыбку.

  1. Чувство униженности

Появляется чувство подавленности, безысходности, пассивности.

Психологическая защита: сосредоточьтесь на своих переживаниях и осознайте, что вы испытываете чувство унижения. Расслабьте лицо и руки. Успокойтесь. Прочувствуйте, что Вы развитая личность, способная управлять своим внутренним состоянием. Испытайте гордость от этого чувства. Вспомните, что Ваш противник не сможет унизить Вас, если Вы не будете испытывать этого чувства. Вспомните о чем-то приятном и улыбнитесь. Можете улыбнуться с насмешкой. Такая улыбка может быть достаточно болезненной для Вашего собеседника.

Таким образом, научитесь с помощью насмешливой или презрительной улыбки фрустрировать людей, желающих унизить Ваше человеческое достоинство.

Вопросы:

  1. Является ли обида показателем степени фрустрированности человека?
  2. Может ли безобидная шутка вызвать появление у человека состояния фрустрации?

 

свернуть