К новому уровню качества образования через освоение компетентностной модели обучения

25.04.2019
На базе государственного учреждения образования «Средняя школа №31 г. Витебска» 25 апреля 2019 года прошёл районный семинар директоров учреждений общего среднего образования Первомайского района г. Витебска.

В семинаре приняли участие 22 представителя учреждений общего среднего образования Первомайского района и представители отдела по образованию администрации Первомайского района г. Витебска.

Для открытия семинара педагогами и учащимися учреждения образования была подготовлена театрализованная постановка с видеорядом, которая позволила участникам семинара познакомиться с традициями и достижениями учреждения.

В форме методического диалога, в который включились все представители администрации, слушателям семинара была предложена «компетентностная модель обучения», в основе которой находится образ выпускника, обладающего таким уровнем компетенций, которые помогут ему адаптироваться в различных сферах жизнедеятельности, успешно самореализоваться в социуме. В беседе директор учреждения образования Демидчик Людмила Ивановна и его заместители: Цалко Наталья Николаевна, Иванькова Татьяна Эдуардовна, Качанова Елена Николаевна и Чумакова Ирина Иосифовна – рассказали слушателям о компонентах, которые включает в себя  компетентностная модель обучения, и подтвердили её эффективность результатами деятельности учреждения в различных направлениях.

Многие материалы из опыта работы учреждения образования были размещены на выставке «Методический калейдоскоп».

Романовская Мария Петровна, классный руководитель класса по направлению «Безопасность жизнедеятельности», рассказала о ребятах своего класса, которые не раз приходили на помощь людям, оказавшимся в  опасности, что подтверждает их умение применять полученные знания на практике и говорит о воспитании высоких человеческих качеств.

Эффективными приёмами и технологиями, используемыми на учебных и факультативных занятиях, способствующих развитию у учащихся ключевых и метапредметных компетенций, поделились учитель истории и обществоведения Матрусова Елена Николаевна и учитель математики Щеглова Наталья Владимировна.

Изучая достопримечательности Беларуси на уроках английского языка, учащиеся 7 класса показали высокий уровень развития коммуникативных умений, формированию которых способствует регулярное использование учителем английского языка Савченко Константином Геннадьевичем на учебных занятиях технологий, методов, приёмов и форм обучения, позволяющих моделировать ситуации иноязычного речевого общения и обеспечивающих максимально возможную степень самостоятельности обучающихся в интерпретации явлений межкультурной коммуникации  (исследовательское и проектное обучение, развивающее обучение, дебаты, дискуссии, групповое обучение).

Через проблемно-диалогическое обучение Цалко Наталья Николаевна, учитель биологии, заместитель директора по учебной работе, реализовала поставленные цели в 8 классе по теме «Многообразие млекопитающих: рукокрылые и грызуны». Учитель обеспечила творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного диалога. Ребята принимали активное участие в постановке учебной проблемы и поиске её решения.

Учитель начальных классов Карелина Екатерина Ивановна при изучении темы «Шар. Куб» в 4 классе использовала технологию развития критического мышления. Предложенные приёмы смогли пробудить у учащихся исследовательскую, творческую активность, предоставили им условия для осмысления материала и помогли обобщить приобретённые знания.

Современная эффективная форма методической работы «Урок для взрослых» была предложена Стальмаковой Людмилой Васильевной, учителем начальных классов. Педагог включила в практическую деятельность всех участников семинара, благодаря чему они смогли овладеть шестью дидактическими приёмами, одновременно получив методические комментарии по их применению. Все приёмы были распределены в соответствии с возможными этапами урока с использованием интерактивной доски.

Примером того, как можно вызвать живой интерес к литературе, прививать любовь к чтению, слову, развивать любознательность, способствовать развитию творческих способностей школьников, формировать чувство коллективизма, продемонстрировал учитель русского языка и литературы Тугаринов Сергей Викторович. Литературный баттл по рассказу И. И. Бунина «Господин из Сан-Франциско», подготовленный педагогом с использованием современных компьютерных программ, увлёк не только самих учащихся, но и участников семинара, в чём немаловажную роль сыграло то, что в нём принимали участие учащиеся пятого и десятого классов. И несмотря на то, что победу, с небольшим отрывом, одержали учащиеся 10 класса, на протяжении всей игры пятиклассники проявляли заинтересованность и активность, а главное, высокий уровень знания текста и умение рассуждать, высказывать свою точку зрения. Что ещё раз подтверждает важность использования на уроках компетентностного подхода.

После подведения итогов семинара, обмена мнениями руководитель учреждения образования Демидчик Людмила Ивановна пригласила всех на заключительное концертное мероприятие «Музыка весны», подготовленное учащимися и педагогами учреждения образования. Оно дало возможность отвлечься от будней, вспомнить о прекрасной поре года и настроить всех участников на позитив и творчество.