Устав УО

Дело № 01-03

УТВЕРЖДЕНО

Приказ отдела по образованию

Витебского городского

исполнительного комитета

от 27.06.2018 г. № 37

 

 

УСТАВ

государственного учреждения образования

Средняя школа № 31 г. Витебска

(новая редакция)

 

 

СТАТУТ

дзяржаўнай установы адукацыi ”Сярэдняя школа № 31 г. Віцебска

(новая рэдакцыя)

 

г. Витебск,

2018 г.

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящий Устав разработан в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, утверждённым постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 г. № 283, и регулирует деятельность государственного учреждения образования, именуемого далее «школа», имеющего тип – «учреждение общего среднего образования», вид – средняя школа.

2. Настоящий Устав является новой редакцией Устава государственного учреждения образования «Средняя школа № 31 г. Витебска», имеющего регистрационный номер 390429544 в ЕГР.

3. Полное наименование школы:

на белорусском языке: дзяржаўная ўстанова адукацыi Сярэдняя школа № 31 г. Вiцебска;

на русском языке: государственное учреждение образования Средняя школа № 31 г. Витебска;

сокращённое наименование:

на белорусском языке: сярэдняя школа № 31 г. Віцебска;

на русском языке: средняя школа № 31 г. Витебска.

4. Учредителем (собственником имущества) школы является Витебский городской исполнительный комитет (далее – горисполком). В части утверждения Устава школы и вносимых в него изменений и дополнений полномочия учредителя (собственника) осуществляет отдел по образованию горисполкома.

5. Школа входит в систему отдела по образованию администрации Первомайского района г. Витебска (далее – уполномоченный орган), по территориальной принадлежности в своей деятельности непосредственно подчиняется уполномоченному органу, который осуществляет государственное управление и контроль деятельности школы.

6. Школа является юридическим лицом, имеет печать, штамп, бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим полным наименованием.

7. Юридический адрес школы: Республика Беларусь, 210015, г. Витебск, пр-т Московский, 15.

8. В своей деятельности школа руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь, законодательными, иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, решениями вышестоящих органов государственного управления, настоящим Уставом.

9. Предметом деятельности школы является реализация образовательной программы начального образования, базового образования, среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи, программы воспитания.

10. Форма получения образования в школе – дневная очная.

11. Основная цель деятельности школы – формирование знаний, умений, навыков, интеллектуальное, нравственное, творческое развитие личности обучающегося, воспитание достойного гражданина Республики Беларусь.

12. Задачами деятельности школы являются:

обеспечение получения учащимися общего базового и общего среднего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами общего среднего образования;

формирование у учащихся научного мировоззрения, духовной убеждённости, культуры поведения, эстетического вкуса;

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине, семье, уважения к личности, правам человека;

укрепление и сохранение физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков и здорового образа жизни;

подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению, продолжению образования, трудовой и общественной деятельности, семейной жизни;

обеспечение взаимодействия школы, семьи и других социально-воспитательных институтов.

13. Школа в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеет право:

осуществлять образовательную деятельность;

формировать структуру и штатное расписание учреждения образования;

осуществлять приносящую доходы деятельность;

участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;

осуществлять проверку подлинности документов об образовании при приеме лиц для получения образования и при наличии сомнений в их подлинности путем направления запросов в Министерство образования Республики Беларусь о подтверждении факта их выдачи;

входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования;

осуществлять виды деятельности, требующие специального разрешения (лицензии):

деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц.

14. Школа обязана обеспечивать:

реализацию конституционных прав личности на получение общего среднего образования, его качество и соответствие требованиям образовательных стандартов качества образования;

разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения общего среднего образования, его совершенствование;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка школы;

моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников школы;

меры социальной защиты обучающихся;

создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи;

ознакомление лиц (законных представителей несовершеннолетних) при зачислении в учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, Уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатом о государственной аккредитации, а по их требованию – с учебно-программной документацией;

патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после получения образования в школе в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь;

содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.

15. Школа осуществляет обучение и воспитание на принципах научности, единства национального и общечеловеческого, демократичности, гуманности, светского характера образования, вариативности организации образовательного процесса.

16. Школа строит свои взаимоотношения с семьями учащихся на принципах сотрудничества и открытости.

17. В организации воспитательной работы, охране прав, жизни и здоровья детей, развитии их талантов и способностей, укреплении материально-технической базы школа взаимодействует:

с учреждениями дополнительного образования детей и молодёжи, учреждениями здравоохранения, культуры, спорта, общественными организациями, творческими союзами;

трудовыми коллективами предприятий и учреждений, другими юридическими и физическими лицами;

со средствами массовой информации;

с зарегистрированными религиозными организациями с учётом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

18. Школа поддерживает молодёжные и детские общественные организации (объединения), иные общественные объединения и организации, в том числе первичную организацию отраслевого профессионального союза работников образования и науки, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь. Создание и деятельность в школе организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений, организаций и объединений не разрешается.

19. По согласованию с уполномоченным органом делопроизводство, обучение и воспитание в школе осуществляется на русском языке. Изучение белорусского, русского и одного из иностранных языков в школе является обязательным, за исключением отдельных категорий детей с особенностями психофизического развития, для которых порядок изучения языка определяется нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь. В качестве обязательного в школе изучается английский язык.

20. Школа ведет статистическую отчетность в соответствии с установленными государственными органами статистики формами, письменная отчетность в органы управления образованием предоставляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми органами государственной статистики Республики Беларусь. Учет ведется в целях систематического анализа, контроля за качественными и количественными показателями объектов учета.

21. Объектами учета являются:

контингент обучающихся в школе;

контингент детей, находящихся в социально опасном положении, в школе и по микрорайону школы;

контингент детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в школе и по микрорайону школы;

контингент детей с особенностями психофизического развития в школе и по микрорайону школы;

результаты оздоровления учащихся;

педагогические и иные работники школы;

количество выпускников, их распределение по каналам дальнейшего обучения и жизнеустройства;

учебные издания;

материально-техническая база школы;

результаты приносящей доходы деятельности;

иные объекты, определяемые Министерством образования Республики Беларусь.

22. Порядок ведения учета, лица, его осуществляющие, формы учета, их разработка, согласование, утверждение и порядок заполнения определяются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

23. Порядок учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, определяется Правительством Республики Беларусь.

24. Школа ведет архивное дело и делопроизводство, документацию школы согласно действующим инструкциям и номенклатуре дел, предоставляет письменную отчётность в органы управления образованием, иные государственные органы в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

25. Школа осуществляет международное сотрудничество в сфере образования на основе международных договоров Республики Беларусь, договоров, заключаемых между школой и организацией иностранного государства (международной организацией, иностранным гражданином, лицом без гражданства, временно пребывающим или временно проживающим в Республике Беларусь), международных и национальных проектов и программ в сфере образования, которое направлено на участие в международных образовательных мероприятиях.

 

ГЛАВА 2

ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЫ.

СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ.

КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ.

 

26. Непосредственное управление школой осуществляют директор.

27. Директор школы осуществляет следующие полномочия:

действует от имени школы без доверенности и представляет её интересы в государственных органах, организациях, судах;

в пределах своей компетенции издаёт приказы и распоряжения, даёт указания, исполнение которых является обязательным для работников и учащихся, заключает договоры, выдает доверенности;

несет ответственность за качество и эффективность работы школы, условия труда работников, охрану труда, жизнь и здоровье детей;

осуществляет приём и увольнение технических работников, заключает с ними контракты, утверждает должностные инструкции работников школы с учётом квалификационных справочников должностей рабочих, служащих и тарифно-квалификационных характеристик;

28. Должностную инструкцию директору школы утверждает руководитель уполномоченного органа.

29. Управление образовательным процессом школы осуществляют директор школы и его заместители по учебной, воспитательной работе. Директор школы в деятельности по управлению учреждением образования взаимодействует с органами самоуправления школы (совет школы, педагогический совет, родительские комитеты, попечительский совет), которые создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и настоящим Уставом.

30. Основным органом самоуправления школы является совет, возглавляемый директором школы.

Компетенция, состав и организация деятельности совета школы определяются Положением о совете учреждения образования, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь.

31. Представители обучающихся, их законных представителей избираются в совет школы открытым голосованием на собраниях в классах, представители педагогических и иных работников – открытым голосованием на общем собрании трудового коллектива.

Представители местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, общественных объединений, иных организаций включаются в состав совета на основании предложений руководителей названных органов и организаций.

Персональный состав совета утверждается приказом директора школы.

32. Для участия в управлении школой, определения основных направлений деятельности, рассмотрения вопросов организации, совершенствования и развития образовательного процесса, повышения квалификации и профессионального мастерства учителей, внедрения в практику образовательной деятельности достижений современной педагогической науки, эффективных технологий и методик обучения и воспитания и иных вопросов деятельности, согласно компетенции, в школе создан педагогический совет, который осуществляет деятельность на основании Положения, утверждённого Министерством образования Республики Беларусь.

33. Для повышения квалификации педагогов в межкурсовой период в школе созданы методические объединения учителей, школа молодого учителя, творческие группы, школа молодого классного руководителя, иные методические формирования, которые функционируют в соответствии с положениями, утверждаемыми директором школы.

34. Для содействия обеспечению оптимальных условий организации образовательного процесса, распространение лучшего опыта семейного воспитания, оказания содействия в проведении физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых и иных мероприятий, взаимодействия с педагогическим коллективом по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних учащихся, решения иных вопросов, относящихся к компетенции, в школе созданы классные родительские комитеты, которые осуществляют деятельность на основании Положения, утверждённого Министерством образования Республики Беларусь.

35. В интересах развития школы и оказания содействия в укреплении материально-технической базы, обеспечении качества образования, привлечении денежных средств для обеспечения деятельности школы, улучшения условий труда педагогических и иных работников инициативной группой по согласованию с директором в школе создан попечительский совет, деятельность которого регламентируется Положением о попечительском совете, утверждённом Министерством образования Республики Беларусь.

36. В целях обеспечения права учащихся на участие в управлении школой, развития детских и молодёжных инициатив в школе действуют органы ученического самоуправления. Учащиеся школы объединяются в ученические организации при условии соблюдения общественного порядка, охраны здоровья и нравственности, уважения к правам, свободам и достоинству других лиц.

37. Органы самоуправления школы взаимодействуют между собой и с директором школы по вопросам функционирования и развития школы.

38. Контроль обеспечения качества образования в школе осуществляют уполномоченные государственные органы при проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, образовательной деятельности – требованиям законодательства.

39. Школа осуществляет самоконтроль (внутренний контроль) за обеспечением качества образования, включающий самопроверку, самооценку образовательной деятельности. Порядок и периодичность проведения самоконтроля (внутреннего контроля) за обеспечением качества образования определяются директором школы.

 

ГЛАВА 3

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ ШКОЛЫ

 

40. Школа формирует свою структуру в соответствии с законодательством Республики Беларусь и настоящим Уставом.

41. Школа имеет структурные подразделения:

пункт коррекционно-педагогической помощи;

библиотека;

ресурсный центр;

оздоровительный лагерь.

Структурные подразделения осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждённых директором школы.

В школе могут создаваться иные структурные подразделения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

42. Штатное расписание школы утверждается директором по согласованию с уполномоченным органом на основании типовых штатных нормативов, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь, и в пределах бюджетных средств, выделяемых на оплату труда.

43. Директор школы, заместители директора (кроме заместителя директора по хозяйственной работе) назначаются на должность на контрактной основе и освобождаются от должности уполномоченным органом по согласованию с горисполкомом, администрацией Первомайского района г. Витебска.

44. Директор школы делегирует право приема, увольнения педагогических работников школы, заключения с ними контрактов уполномоченному органу. Работники, достигшие пенсионного возраста и имеющие право на полную пенсию, могут приниматься на работу по приказу уполномоченного органа.

45. Оплата труда работников школы осуществляется в соответствии с действующим законодательством, Положением о премировании, надбавках и доплатах, действующим в школе.

46. Аттестация работников осуществляется в порядке, определенном Министерством образования Республики Беларусь.

47. Для работы в школе могут привлекаться научные работники, работники образования, культуры и производства на условиях почасовой оплаты и совместительства в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 4

ПОРЯДОК ПРИЁМА В ШКОЛУ ЛИЦ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

48. Прием в школу лиц для получения общего среднего образования осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании: на основании его заявления при предъявлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, и медицинской справки о состоянии здоровья, если иное не установлено соответствующими статьями Кодекса Республики Беларусь об образовании. От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем.

49. В I класс школы принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется 6 и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года. Сроки подачи заявлений для зачисления в I класс с 1 сентября очередного учебного года устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.

50. Классы школы комплектуются, в первую очередь, из числа детей школьного возраста, проживающих на территории микрорайона, закреплённого за школой решением администрации Первомайского района г. Витебска.

При наличии свободных мест в классах в школу принимаются дети из других микрорайонов в соответствии с пожеланиями законных представителей и в пределах норм наполняемости.

51. Отчисление, перевод и восстановление учащихся для продолжения освоения образовательных программ общего среднего образования производится в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 5

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

52. Организация образовательного процесса в школе осуществляется в соответствии с законодательными, иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, государственными образовательными стандартами, а также типовыми учебными планами общего среднего образования и учебными программами, разработанными и утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.

53. Школа функционирует в составе I-XI классов. Образовательный процесс организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность, сроки начала и окончания учебного года, четвертей, каникул устанавливается Министерством образования Республики Беларусь.

54. Образовательный процесс в школе организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели (суббота) для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, работы по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации учащихся.

55. Ежедневное количество учебных занятий определяется расписанием уроков, которое утверждается директором школы.

56. Начало занятий по сменам, продолжительность перемен между занятиями утверждается директором школы в соответствии с санитарными нормами и правилами Требования для учреждений общего среднего образования, утверждёнными Министерством здравоохранения Республики Беларусь, и по согласованию с профсоюзным комитетом школы.

57. Продолжительность уроков в I классе составляет 35 минут, во II-XI классах – 45 минут.

58. Наполняемость классов устанавливается законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

59. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть организован:

в школе, в том числе в классах с изучением отдельных предметов на повышенном уровне, специализированных по спорту классах, классах по изучению основ безопасности жизнедеятельности;

на дому;

индивидуально.

60. Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать школу, создаются условия для получения общего среднего образования на дому. Порядок организации получения общего среднего образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

61. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, общественно-полезный труд. Порядок проведения факультативных занятий, наполняемость групп определяется Министерством образования Республики Беларусь. Для факультативных занятий используются образовательные программы, утверждённые Министерством образования Республики Беларусь, могут использоваться авторские программы, разработанные и утверждённые в порядке, установленном нормативными правовыми актами.

62. Факультативные занятия проводятся для учащихся I-XI классов естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности. Факультативные занятия проводятся, как правило, до начала либо после завершения уроков. Факультативные занятия в IX-XI классах могут проводиться в шестой школьный день.

63. За счет часов, отведённых на проведение факультативных занятий, в школе проводятся стимулирующие и поддерживающие занятия в I-XI классах, а также может осуществляться деление классов на группы при изучении отдельных предметов при недостаточной наполняемости классов.

64. При реализации образовательных программ общего среднего образования по учебному предмету Иностранный язык классы делятся на группы при проведении учебных занятий с наполняемостью каждой группы не менее девяти учащихся. По решению уполномоченного органа допускается деление класса на группы с меньшей наполняемостью за счет учебных часов, которые установлены типовым учебным планом на проведение факультативных занятий.

65. В школе по желанию законных представителей учащихся могут открываться группы продлённого дня для учащихся I-IV классов, в которых организуется двухразовое, трёхразовое питание за счёт средств законных представителей учащихся, кроме учащихся, освобождённых от оплаты в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

66. При освоении содержания образовательных программ общего среднего образования учащиеся проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.

67. Школа с учётом запросов учащихся и их законных представителей реализует образовательные программы общего среднего образования с изучением учебных предметов на базовом, повышенном уровне, организует допрофильную подготовку учащихся на II ступени общего среднего образования и профильное обучение на III ступени общего среднего образования в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.

68. В школе на II и III ступени общего среднего образования могут создаваться классы и группы в классах с изучением отдельных предметов на повышенном уровне в соответствии с типовым учебным планом. Изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в группе может осуществляться при наличии в группе не менее 5 учащихся. Переформирование классов на II ступени общего среднего образования не допускается.

Перечень учебных предметов, изучаемых на повышенном уровне, определяется директором школы по согласованию с уполномоченным органом в соответствии с типовым учебным планом.

69. Классы (группы) с изучением отдельных предметов на повышенном уровне на III ступени общего среднего образования формируются из числа лиц, которые изъявили желание изучать на повышенном уровне отдельные предметы и имеют по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования по данным учебным предметам отметки не ниже 7 баллов и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов, на основании заявлений этих лиц (законных представителей несовершеннолетних лиц) на имя директора школы.

70. При изучении на повышенном уровне учебных предметов Математика, Физика, Химия, Биология классы делятся на группы в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.

71. Учебные часы, финансируемые из бюджета в соответствии с типовым учебным планом и не используемые школой, могут быть направлены на организацию межшкольных факультативных занятий по решению уполномоченного органа.

 

ГЛАВА 6

ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

 

72. Воспитательная работа с учащимися в школе осуществляется в соответствии с планами и программами воспитания, разработанными и утверждёнными в установленном порядке на основе программы воспитания детей и молодёжи в Республике Беларусь.

73. Школа создает условия для проведения организационно-воспитательной работы, работы в объединениях по интересам, работы общественных организаций (объединений) работников и учащихся.

74. Целью воспитательных программ, реализуемых в школе, является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

75. Организация и содержание воспитательной работы в школе основывается на гуманном отношении к личности ребенка с учетом его способностей, интересов, здоровья. Воспитательный процесс носит открытый характер, направлен на подготовку будущего гражданина, освоение учащимися ценностей национальной и мировой культуры, умений и навыков, необходимых в жизни.

76. Задачами воспитания являются:

формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

подготовка к самостоятельной жизни и труду;

формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

формирование культуры семейных отношений;

создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.

77. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

78. Организация воспитательной работы в школе должна соответствовать следующим требованиям:

соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания;

системность и единство педагогических требований;

преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности.

79. Основными составляющими воспитания в школе являются:

гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям;

эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;

воспитание культуры здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;

гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;

экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе;

воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

 

ГЛАВА 7

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

80. Участниками образовательного процесса в школе являются обучающиеся (далее – учащиеся), законные представители несовершеннолетних учащихся, педагогические работники.

81. Учащийся школы – лицо, осваивающее в школе содержание одного из видов образовательных программ общего среднего образования.

82. Законными представителями несовершеннолетних учащихся являются их родители, усыновители, опекуны, попечители.

83. Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и (или) осуществляют руководство образовательной деятельностью школы).

84. Права и обязанности педагогических работников школы, учащихся и их законных представителей определяются Кодексом Республики Беларусь об образовании, законодательными, иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, настоящим Уставом, иными локальными актами.

85. Трудовые отношения педагогических работников школы регулируются трудовыми договорами (контрактами), заключаемыми в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

86. Педагогические работники школы в соответствии с законодательством имеют право на:

защиту профессиональной чести и достоинства;

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными способностями учащихся, учебных изданий и средств обучения;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности школы;

участие в управлении школой;

повышение квалификации;

моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности;

объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь;

установленную нормами полную педагогическую нагрузку;

пользование в установленном порядке спортивной базой школы для укрепления здоровья;

защиту своих интересов, на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

87. Педагогические работники школы обязаны:

осуществлять свою деятельность в соответствии с должностной инструкцией на качественном профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;

повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди учащихся;

проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

выполнять правила внутреннего трудового распорядка, руководствоваться в работе законодательными, иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, приказами и распоряжениями директора школы, соблюдать графики работы (расписание уроков, дежурств и т.д.);

обеспечивать безопасные условия труда и отдыха учащихся, заботиться об их здоровье.

88. Педагогическим работникам школы запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательству.

89. Учащийся школы имеет право на:

получение образования в соответствии с образовательными программами;

обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь;

создание специальных условий для получения образования с учетом имеющихся особенностей психофизического развития;

охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

корректное отношение к себе со стороны учителей, других учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся;

пользование учебниками и учебными пособиями;

каникулы;

получение платных услуг в сфере образования;

бесплатное пользование библиотекой, учебной, спортивной базой школы согласно учебному плану и плану воспитательной работы;

получение социально-педагогической, психологической и коррекционной помощи со стороны специалистов школы;

участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научно-исследовательской деятельности;

участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;

поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научно-исследовательской деятельности, а также за активное участие в образовательных мероприятиях;

участие в управлении школой в рамках представительства в органах ученического самоуправления;

получение питания в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание для соответствующих категорий учащихся в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

90. Учащийся школы обязан:

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

не допускать пропусков любых видов учебных занятий без уважительных причин;

заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

выполнять требования Устава школы, правил внутреннего распорядка для учащихся, утверждённых директором школы, соблюдать деловой стиль одежды;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

бережно относиться к имуществу школы, выполнять общественные поручения в рамках, установленных Уставом школы;

подчиняться указаниям и приказам директора, его заместителей, требованиям педагогических работников, решениям органов самоуправления школы и ученического самоуправления.

91. Учащиеся школы могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, настоящим Уставом и иными локальными нормативными правовыми актами школы (дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):

опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия;

нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;

неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;

оскорбления участников образовательного процесса;

распространения информации, наносящей вред здоровью учащихся;

порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества школы;

несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;

распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ либо появления в школе, общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

курения (потребления) табачных изделий в школе и иных общественных местах;

иных противоправных действий (бездействия).

92. За совершение учащимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.

93. К дисциплинарной ответственности привлекаются учащиеся, достигшие к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а учащиеся из числа лиц с особенностями психофизического развития – семнадцати лет.

94. К учащемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, а также к учащемуся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры педагогического воздействия), не противоречащие законодательству.

95. За совершение дисциплинарного проступка к учащемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

замечание;

выговор;

отчисление.

96. Отчисление, как мера дисциплинарной ответственности, может быть применено к учащемуся за:

длительное отсутствие (более тридцати дней) без уважительных причин на учебных занятиях в течение учебного года;

систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей учащегося, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.

97. Запрещается отчисление из школы учащихся, не имеющих общего базового образования, по причине их неуспеваемости. Учащиеся, которые достигли 16 лет, могут быть исключены из школы, в крайнем случае, за грубое нарушение обязанностей учащихся решением педагогического совета школы по согласованию с комиссией по делам несовершеннолетних администрации Первомайского района г. Витебска. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, других законных представителей, может быть принято только с согласия органа опеки и попечительства.

98. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит директору школы. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение учащегося.

99. Порядок применения мер дисциплинарного взыскания определяется Кодексом Республики Беларусь об образовании.

100. Школа обеспечивает социальную защиту учащихся, мерами которой являются:

пользование учебниками и учебными пособиями;

обеспечение питанием;

охрана здоровья.

101. Пользование учащимися учебниками и учебными пособиями в школе может быть платным и бесплатным. Размер платы, порядок ее взимания, освобождения от платы за пользование учебниками отдельных категорий учащихся устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

102. Школа создает необходимые условия для организации питания учащихся, которое организуется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание для соответствующих категорий учащихся. При необходимости организуется диетическое (щадящее) питание. Нормы питания, денежные нормы расходов на питание утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

103. Учащиеся обеспечиваются питанием за счет собственных средств, средств законных представителей несовершеннолетних учащихся, средств республиканского и (или) местных бюджетов, иных источников в соответствии с законодательством. Размер и порядок взимания платы за питание, освобождения от оплаты за питание утверждается Правительством Республики Беларусь.

104. Охрана здоровья учащихся школы включает в себя:

оказание медицинской помощи;

определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий, продолжительности каникул;

пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни;

организацию оздоровления;

создание условий для занятий физической культурой и спортом;

профилактику и пресечение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в школе и на ее территории.

105. Обязательное медицинское обслуживание учащихся в школе обеспечивается государственными организациями здравоохранения, которые вместе с администрацией школы несут ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима питания учащихся, дозировку их физических и умственных нагрузок.

106. Законные представители несовершеннолетних учащихся школы имеют право на:

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, Уставом, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;

представление законных интересов несовершеннолетних учащихся в общественных отношениях в сфере образования без специальных полномочий;

участие в управлении школой в рамках представительства в совете школы, родительском комитете и попечительском совете;

защиту прав и законных интересов учащихся;

ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности учащихся;

получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся;

участие во внеклассной деятельности, организационно-воспитательных мероприятиях, реализации воспитательных программ школы;

встречи с администрацией школы, классными руководителями и учителями-предметниками для обсуждения проблем образования, воспитания, поведения детей.

107. Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:

выполнять настоящий Устав в части, касающейся прав и обязанностей;

обеспечивать условия для получения образования и развития учащихся;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

прививать своему ребенку высокие положительные моральные и духовные принципы, нормы поведения в соответствии с правилами внутреннего распорядка для учащихся, уважение к школе, педагогическим и техническим работникам;

соблюдать такт и уважение во взаимоотношениях с администрацией и другими педагогическими работниками школы;

осуществлять текущий ежедневный контроль за учебными успехами своего ребенка, его поведением, поддерживать контакт с классным руководителем, учителями;

посещать все классные и общешкольные родительские собрания, в случае отсутствия на плановом родительском собрании в кратчайший срок связаться с классным руководителем;

своевременно извещать классного руководителя о причинах пропуска ребенком учебных занятий, не допускать пропусков ребенком уроков без уважительных причин;

нести моральную и материальную ответственность за правонарушения, совершенные детьми, компенсировать материальный ущерб, нанесенный школе или лицу, имеющему отношение к школе, в случае порчи или воровства общественной или личной собственности;

являться в школу по приглашению администрации, классного руководителя, учителя-предметника, педагога социального, педагога-психолога;

не допускать антипедагогических, насильственных действий по отношению к детям, жестокого обращения с детьми, нести за них ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 8

УЧЕБНО-ПРОГРАММНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

108. Учебно-программная документация школы включает в себя учебные планы и учебные программы.

109. Учебный план школы разрабатывается ежегодно на основе типового учебного плана средней школы, утверждённого Министерством образования Республики Беларусь, и утверждается директором школы по согласованию с уполномоченным органом.

110. С целью определения особенностей получения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, а также учащимися, которые по уважительным причинам не могут постоянно или временно посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию, может быть разработан индивидуальный учебный план для этих категорий учащихся.

Индивидуальные учебные планы разрабатываются на основе учебного плана школы и утверждаются директором.

Образовательный процесс по индивидуальному учебному плану организуется в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.

111. В школе могут оказываться учащимся дополнительные образовательные платные услуги по предметам свыше нормы учебных часов, установленных типовым учебным планом, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

112. Содержание образования определяется учебными программами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь:

учебными программами по учебным предметам при изучении отдельных предметов на базовом, повышенном уровне;

учебными программами факультативных занятий;

учебными программами дополнительного образования детей и молодёжи.

113. При необходимости школа может разрабатывать учебные программы по отдельным предметам, которые не входят в перечень предметов государственного компонента, а также учебные программы для факультативных занятий. Данные программы утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 9

ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ШКОЛЫ

 

114. Финансирование школы осуществляется из средств городского бюджета, которые выделяются по установленным нормативам.

115. Финансирование, укрепление, обновление и развитие материально-технической базы школы может осуществляться за счёт средств, которые поступают из следующих источников:

средства попечительского совета школы;

добровольные взносы, пожертвования и безвозмездная (спонсорская) помощь юридических и физических лиц, в том числе родителей учащихся;

средства от оказания дополнительных образовательных услуг;

доходы, полученные от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;

иных источников, которые не запрещены законодательством Республики Беларусь

116. Привлечение школой дополнительных средств не влечёт снижение нормативов и размеров её финансирования из бюджета.

117. Имущество школы находится в коммунальной собственности г. Витебска, оперативном управлении уполномоченного органа и передано школе в безвозмездное пользование и составляет: основные фонды и оборотные средства, а также иные материальные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе, ведущемся централизованной бухгалтерией уполномоченного органа.

118. Школа в соответствии с целями и задачами своей деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, осуществляет в отношении закреплённого за ней имущества право владения, пользования и распоряжения.

119. Школа не вправе без согласия учредителя (собственника), уполномоченного органа отчуждать или иным способом распоряжаться закреплённым за ней имуществом, приобретённым за счёт средств, выделенных ей по смете.

120. Школа самостоятельно несёт ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.

121. Материально-техническая база школы формируется учредителем (собственником), уполномоченным органом по действующим нормативам.

122. Школа делегирует уполномоченному органу право на ведение финансовых дел и бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией, заключение договоров с организациями и физическими лицами на выполнение в школе различных видов ремонтно-строительных работ, иных услуг с ежегодным заключением договора на финансово-хозяйственное обслуживание школы; ведение кадрового производства в отношении педагогических работников.

123. Запрещаются действия (бездействия), приводящие к необоснованному сокращению и ухудшению материально-технической базы школы.

124. Школа может осуществлять хозяйственную деятельность, в том числе оказывать физическим и юридическим лицам дополнительные и иные платные услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Виды платных услуг определяются на основе перечня платных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования, утвержденного Советом Министров Республики Беларусь.

125. При оказании школой платных образовательных услуг их стоимость определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь с учётом экономически обоснованных затрат и утверждается начальником уполномоченного органа.

126. Оказание платных услуг в школе не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов.

127. Оказание школой услуг в сфере образования на платной основе осуществляется на основании договора о платных услугах в сфере образования.

128. Школа делегирует право распоряжаться денежными средствами, полученными в результате осуществления хозяйственной деятельности, в том числе от оказания платных услуг, уполномоченному органу.

 

ГЛАВА 10

ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ШКОЛЫ

 

129. Решение об изменении вида, реорганизации, ликвидации школы принимается учредителем на основании оценки последствий с учетом количества лиц, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования на этой территории.

130. В случае реорганизации, ликвидации школы, аннулирования, прекращения действия специального разрешения (лицензии) на образовательную деятельность школы учредитель принимает меры по переводу учащихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 11

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

131. В настоящий Устав по инициативе учредителя, уполномоченного органа, школы могут быть внесены изменения и дополнения, которые утверждаются приказом отдела по образованию горисполкома и регистрируются в установленном законодательством порядке.

132. В вопросах своей деятельности, не урегулированных настоящим Уставом, школа руководствуется законодательными, иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.