Советы дефектолога

Памятка для родителей учащихся с нарушениями речи

 Важно закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности. Активное участие в коррекционном процессе, ответственное систематическое выполнение домашних заданий по развитию артикуляционной и мелкой моторике - залог успеха Вашего ребенка.

 Помните о недопущении высмеивания речи ребенка дома и угроз при требовании говорить правильно, это тормозит речевые успехи.

 Не забываем о соблюдении речевого режима дома (контроль речи, ограничение в обиходно-бытовой речи слов с нарушенными звуками, а на этапе автоматизации звука- исправление искаженного звукопроизношение, подбор слов для автоматизации звука).

 Ребенок должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ним новые задачи.

 Важно учитывать психологические особенности и состояние ребенка. Если вы не видите у него желания говорить, если он дает протест в тот момент, когда вы его поправляете и просите повторить правильный вариант, не упорствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Работа родителей состоит не только в том, чтобы способствовать собственной речевой активности, но и в том, чтобы научить ребенка слушать и слышать, активизируя и развивая произвольное внимание.

 Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. При ответе на ваши вопросы - просите, чтобы ребенок отвечал полным предложением, это развивает его устную речь.

 Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы, является индивидуальностью.

 Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого и самостоятельно.

 Совместное проговаривание потешек, прибауток, рифмовок, пропевание песен, колыбельных, заучивание стихов –все это поможет усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторение различных звукокомплексов упражняет язык, оттачивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой.

Читаем вместе

Рекомендации логопеда для родителей первоклассника.

развернуть

Читайте книги вместе с ребенком. Ребятам в первом классе трудно самим читать книги, надо читать вместе с ними. Когда ребенок уже обучится читать, можно просить его рассказать, чем же закончился рассказ: «Я только что пришел с работы, не успеваю прочесть, пожалуйста, расскажи, что там было!»

Существует очень интересная и результативная  методика – каждый час читать по 5 минут. Всего по пять минут. Первоклассник не успеет утомиться. Книжка должна ему нравиться, иметь крупный шрифт, красивые картинки. Ребенок сам выберем себе книжку. Там, где он остановился, пусть поставит точку карандашом. Закладка должна быть красивой.

Пусть ваш старший ребенок почитает книжки младшенькому. Это будет полезно и им и вам – даст вам немного свободного времени. Даже, если младший прослушал лишь три минуты – это все равно полезно и замечательно. И воспитывает в них чувство любви, привязанности. Старший чувствует ответственность и то, что в нем остро нуждаются.  Маленьким детям читают только добрым веселым голосом. Больше им нравится рифмованная речь, у нее есть ритм, своя музыка. Старший учится наблюдать, когда маленький готов послушать книжку, когда он хочет поиграть-побегать, а когда – спать и срочно, иначе уснет прямо там, где сидит.

В книжке, вероятно, и вы встретите много слов, сложных для написания. Да, там не будет подбора однокоренных слов, не стоят падежи и нет ударения, но ребенок быстро и накрепко усваивает что и как пишется, запоминает слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Школьник учится строить предложения, связывать предложения между собой.  Нужна только интересная и красивая книжка. Пусть дитятко сочувствует героям. Прошу, обратите внимание на К.Г.Паустовского, он с любовью пишет о природе, о животных, о людях. Если прочесть много красивых стихов, то, возможно, ребенок и сам сочинит стихотворение. Запишите его стразу же – чтобы оно не забылось, и, конечно, похвалите ребенка снова.

Не заваливайте ребенка книгами. Пусть ему будет интересно. Мы помним, если сильно переесть, то наступает отторжение. С избытком книг та же история. Не допускайте утомления, смена рода деятельности нам сильно поможет.

Иначе зачем нам библиотека, если она не ближайший наш друг в любые дни, даже в дни тягот и болезней. Детям важен ваш пример. Читайте книжку при ребенке, пусть видит, как вы получаете удовольствие от чтения.

Необходимо беседовать. Иногда заданный вопрос приносит больше пользы, чем сказанный ответ. Дайте чаду подумать. Если придумал ребенок неправильно, не говорите «нет», очень мягко направьте его мысль в нужное русло, ведь ребенок старался, а это похвально!

Хотя бы 15 минут в день необходимо уделять ребенку – повернувшись к нему лицом, внимательно слушать, не перебивая, задавая вопросы и сопереживая ему,  что произошло за день. Это же нас застрахует от многих неприятных сюрпризов – детям до 14 лет свойственно молчать обо многих вещах, которые их беспокоят, или даже безотлагательно требуют вмешательства взрослого! И это же выслушивание ребенка, внимание к его личности, оградит нас от львиной доли проблем подросткового возраста, ведь будет налаженный контакт между ребенком и взрослым, будет доверие, ребенок будет знать, что что-то рассказать взрослому безопасно, что ему помогут, а не станут стыдить, высмеивать. Достаточно всего несколько раз так поступить, пусть не со зла, пусть от усталости,  и доверие ребенка необходимо будет восстанавливать.

Никогда не обзывайте ребенка, нельзя говорить «ты такой-то». Можно говорить «ты поступил  так-то». И всегда говорите, что любите ребенка. Такого, какой он есть, не смотря ни на что! И «в следующий раз у тебя получится! Я горжусь тобой!» Напоминайте ему об успехах.   Ребенок -ненаглядный, любимый, бесценный. Это - сокровище, солнышко, ваша жемчужинка.

Режим и отдых. Вечный двигатель существует. Это подтвердит каждая мама на свете. Время бодрствования у детей проходит активно. Нет смыла напоминать, что соблюдение режима – основа крепкой нервной системы ребенка. А чтобы чадо спало хорошо и с улыбкой  засыпало,  не ограничивайте физическую активность на прогулках – пусть лазает, бегает, ходит по бордюрам, прыгает на одной ножке, на скакалке, носится «в догонялки», скатывается с горки, пускает кораблики в луже. Одежду можно и постирать, а нервная система у ребенка окрепнет, не говоря уже о физической форме. Кричать и шуметь ребенку необходимо, но делать это надо в подходящем для этого месте. Действия надо сопровождать словами, это развивает речь.  Мы помним, что деятельность школьника должна быть посильной и не превышать возможности ребенка. Для поддержания оптимальной работоспособности необходимы: сон, пребывание на открытом воздухе, отдых по своему выбору. Прогулка помогает справиться с утомлением, кровь насыщается кислородом, это очень полезно и для головного мозга. Прогулка оказывает закаливающее действие. Сон длительностью 10-10,5 часов в сутки. Для ослабленных школьников будет полезна лечебная физкультура, физиотерапия,  улучшенное питание, повторные медицинские обследования.

Помогут повысить работоспособность активные физические упражнения, прослушивание бодрой любимой музыки, обтирание холодным полотенцем.

Спасибо вам за ваше внимание и ваши усилия.

свернуть