Дефектолог советует

Работа с первоклассниками

Рекомендации учителя-дефектолога для учителей 1 классов при работе с детьми, имеющими нарушения речи,
развернуть


1. Не фиксировать внимание на речевом дефекте;

2. Корректно просить верно повторить слова с искаженным звуком на этапе автоматизации звука;

3. При подборе речевого материала стараться избегать включать слова с искаженными звуками;

4. Способствовать созданию ситуации успеха учащегося в классе;

5. Способствовать развитию лексико-граматического строя речи, расширению словарного запаса, построения диалогически правильной речи.

свернуть

Рекомендации для профилактики нарушения чтения и письма

Упражнения, которые можно использовать на занятиях с детьми в школе с целью профилактики различных нарушений чтения и письма
развернуть


Развивать мелкую моторику руки:

Работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок.

Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению:
Устойчивое внимание, наблюдательность, способность к запоминанию, приемы самоконтроля, познавательную активность, произвольность общения и поведения.

Включать в структуру урока упражнения для формирования фонематических процессов: 
- определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш);
- выделять звуки из слова в заданной позиции (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);
- определять количество гл. и согл. Звуков в слове;
- последовательно выделять звуки в слове;
- придумать слова на определенный звук «с»;
- последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка);
- игра «Цепочки слов»;
- определять количество гласных согласных звуков в слове.

Развивать зрительные и пространственные представления:
- учить правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов (высокий – низкий дом);
- зрительные диктанты на вербальном материале (развивает орфографическую зоркость);
- отработка понятий левый – правый; 
- отработать понятия начало, середина, конец рабочей строки;
- запоминание формы и соотношение её частей и пропорций; 
- конструирование букв из её элементов;
- выделение слов в предложения и «склеенных» предложений (Былазимаморозщипал).

Развитие лексико – грамматической стороны речи:
- выделение существенных признаков;
- игра «Четвертый лишний»;
- уточнение и расширение словарного запаса, накопление новых слов (различных частей речи);
- активизация различных способов словообразования;
- уточнение значений различных синтаксических конструкций;
- совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

свернуть

Учителям начальных классов

Рекомендации учителя-дефектолога для учителей начальных классов при наличии трудностей усвоения учебного материала учащимися по русскому языку
развернуть